Философия, пять стилей и акробатика

В последние несколько лет в Украине наблюдается невиданный подъём интереса к традиционной китайской культуре. Началось широкое распространение таких традиционных искусств, как гун фу ушу и цигун.

Наступило время для того, чтобы в лёгкой и доступной форме открыть людям глубочайшие приёмы работы, которые школа «Дракон-Тигр» хранила в строжайшей тайне.

Киев – столица древней Руси, место, где было принято Православное Христианство. Центр огромной страны, величественная и пышная столица с её особым великолепием, выдающимися людьми, одухотворённой землёй, древнее чудо в рассвете своей красоты. Именно здесь предстояло автору с разрешения Шифу преподавать основы древней тибетской традиции. Для этого нужно было найти помещение, которое бы удовлетворяло всем требованиям для проведения тренировок.

Председатель кооператива «Здоровье», врач Ханенко Святослав Михайлович, с которым у автора в этот период было тесное сотрудничество, предложил встретиться с руководителем одной из крупных строительных фирм, с целью рассказать о наших совместных планах и продемонстрировать рад оздоровительных систем для детей и взрослых.

Генеральный директор СМТ-1 Малашевский Георгий Дмитриевич с большим интересом выслушал нас и в конце выступления предложил проводить занятия в спортивном комплексе «Сырец», что находится на улице Котовского, 4. С этого момента спортивный зал стал нашим вторым домом.

Через некоторое время Шифу приехал и привёз с собой несколько мастеров ушу и цигун, которые на празднике школы демонстрировали своё искусство.

Вот уже в течение более пятнадцати лет сюда приходят дети и взрослые, чтобы прикоснуться, а затем освоить традицию школы.

Однажды в зал пришёл взрослый человек и представился.

- Меня зовут Виталий Коваленко. У меня есть друг, который раньше занимался рукопашным боем. Он хочет продолжить свои занятия и восстановить прежнюю, спортивную форму. Какие у Вас условия для занятий?

Пройдя в зал, гость увидел просторный светлый зал, уставленный различными, причудливыми тренажёрами.

- О, всё очень прекрасно! Мы с моим другом обязательно посетим Ваш зал.

В назначенное время Виталий пришёл, как оказалось со своим другом детства, а теперь по прошествии многих лет руководителем крупной строительной корпорации «АЗИА БУД».

- Фареник Сергей Анатольевич, - представился человек выше среднего роста, по-современному коротко постриженный, в элегантном костюме, очень крепкого телосложения, с серыми сияющими глазами.

- Дягилев Владимир Алексеевич, - в ответ отрекомендовался я.

- Я, сам хочу посмотреть Ваш спортивный зал. Да, вполне достойно и прилично. Всё необходимоё для занятий рукопашным боем есть.

- Ваш покорный слуга стоял у истоков развития рукопашного боя в бывшем Советском Союзе.

- Да!? Это очень интересно.

Сергей оказался прекрасным собеседником. Живо и с детским азартом стал рассказывать о своих «рукопашных» приключениях.

- Когда начнём занятия? Предлагаю утром часов в восемь.

Ударили по рукам. На следующее утро Сергей в спортивной форме был уже в зале.

- С чего начнём? С базовых элементов защиты и нападения? Повторяй за мной, этот комплекс блоков называется Лю цзю цюань. Относится он к стилю «Молодой тигр». В нём всего шесть блоков (это лю) и девять комбинаций (это цзю) последовательности выполнения из конкретного боевого положения рук. Эти блоки защищают внутреннюю сферу и выполняются от центра наружу, от периферии к средней линии. Биомеханика техники блоков обеспечивает взаимодействие плеча и предплечья такое, что позволяет с наименьшим физическим усилием защищаться от самых мощных и неожиданных ударов. Если этот комплекс выполнять одновременно на две руки с опозданием на один блок, то мы получим 6х9=54 варианта блокирования от двойных ударов.

- Зачем такое многообразие блоков? Достаточно произвести захват, бросок, болевой приём и добивание.

- Дракон-Тигр это не только два стиля, которые проявляют себя во взаимодействии жесткого и мягкого, это также соответствие стихиям ли и кань «Огонь» и «Вода», это гармония между энергией легких и печени.

Школа «Дракон-Тигр» помимо этих двух основных стилей в своём арсенале имеет ещё стиль «кулак обезьяны» - хоуцюань: хитрость и изворотливость, стиль «кулак змеи» - шецюань: гибкость и внутренняя сила, и стиль «кулак журавля» -хэцюань: мягкая сила движений.

- Во всех этих стилях много «театральных» позиций и красивых движений, которые мало эффективны и неприменимы в рукопашном бое.

- Всё это оттого, что базовая техника стиля слабо отработана. Умение вести бой в рамках одного или нескольких стилей вот уровень мастерства, который развивает гунфу.

Современные специалисты рукопашного боя разработали уникальную компьютерную программу, в которой использовали поединки выдающихся мастеров. Целью этого проекта было: выявить наиболее эффективные способы противостояния той манере ведения боя, которую предлагали мастера. Например можно запрограммировать, а компьютер выдаст результат боя Брюс Ли против Тайсона. В результате кропотливой работы выяснилось, что в основе эффективности ведения боя лежат «звериные» стили.

Мастера гунфу, создавая свои системы, основывались на принципе «адаптации к стихиям» и наблюдения над растительным и животным миром. Они вели наблюдения за зверями и птицами с позиций, очень близких к позициям современной бионики. Создавая тот или иной «звериный» стиль, мастер не подражал движениям, порой весьма примитивным, журавля, обезьяны или тигра, а стремился «выявить» особенности функционирования биоэнергии Ци в животном как в совершенном творении природы. Века и тысячелетия эволюции снабдили каждый вид способностью приспосабливаться к окружающей среде. Адаптационные свойства животных, отшлифованные поколениями, в том числе умение защищаться и нападать, будучи правильно поняты и истолкованы должны были улучшить способность человека к выживанию.

Главное – уловить, как действует поток Ци в организме, как он заставляет, например тигра стелиться по земле и высоко прыгать, бить лапами, рвать зубами, терзать когтями, змею извиваться, скручиваться кольцом, жалить или оплетать и душить жертву.

В каждом «зверином» стиле мельчайшие нюансы поведения животного проанализированы на «энергетическом» уровне и увязаны с общими положениями теории боевых искусств. Боевые навыки отдельного животного, а иногда и двух (например, дракона и тигра) как бы накладываются на классические схемы движений, соотнесённые с триграммами и гексаграммами «Книги перемен», с зодиакальной космологической символикой, с «пятью первоэлементами» с учением об энергетических меридианах. Таким образом, каждый «звериный» стиль есть часть целого, единого гигантского комплекса психофизического тренинга.

- Так это, что ученик школы должен мысленно перевоплотиться в зверя или птицу и вести себя так, как мог бы вести себя тигр, обезьяна или змея, если бы они «переселились» в тело человека?

- Мастеров гунфу всегда отличало почти мистическое единство тренировки, исполнения и боевых качеств. Они не просто бойцы - они сама битва. Они не подражают тому или иному животному – они превращаются в это животное. При этом исчезают малейшие отличия между их телом и разумом, так что разум оказывается свободен от малейших сомнений, а тело от внутренних препятствий к действию.

Помимо физических возможностей животных поражают наше воображение их острота восприятия. Во многом помогли разобраться последние научные открытия. Наука приоткрыла завесу над многими тайнами, они по-прежнему заслуживают название сверхестественных.

- О каких тайнах идёт речь?

- Речь идёт о мире чувств животных, которые обладают уровнем восприятия недоступный нам. Например, погружаясь в воду, чужую для нас стихию мы осознаём ограниченность наших органов чувств. Другие животные здесь ориентируются гораздо лучше нас. По сравнению с нами акулы обладают особым экстрасенсорным восприятием. Они обладают, как дополнительными чувствами, так и более развитыми, чем у нас. Они чувствуют запах крови на расстоянии в километр и слышат звуки ниже доступного нам диапазона. Они различают даже силы не видимые для нас. Электросенсоры расположены вокруг пасти. Они фиксируют биологическое электричество. Наше электрическое поле создаёт живую ауру. Электричество как бы вытекает из нас. Мастера гунфу по-средством цигун развивают способность накопления и сохранения внутренней энергии (внутреннего электричества), как бы закупоривая его внутри себя. Акулы настолько чувствительны, что принимают любой слабый электрический разряд за наличие жизни. Пять миллиардных долей вольта достаточно, чтобы их заинтересовать.

Змея своим раздвоенным языком, чувствует ионы атмосферного электричества и может находить жертву по ионам, которые образуются от дыхания на выдохе.

Многие животные обладают удивительными физическими возможностями. Одни демонстрируют чудеса силы и ловкости, другие способны переносить самые неблагоприятные условия. Гепард, в погоне за добычей, доказывает, что быстрее его не умеет бегать никто. На скорости 100км/час его мышцам не хватает кислорода, а температура тела поднимается до почти смертельной отметки. Он доводит в экстремальных ситуациях свою физическую выносливость до предела.

- В чём же состоит развитие ученика, занимающегося подражательными «звериными» стилями?

- Помимо развития физических качеств, таких как скорость движения, сила, выносливость и так далее нужно обращать внимание на внутренние упражнения «входа» в состояния зверей, которые заключаются в медитации на необходимых качествах и достижении определённого психического состояния. Проще говоря, развитие сверхестественных способностей улучшая работу наших «сенсорных систем».

Пять человеческих чувств – зрение, слух, вкус, обоняние и осязание - нервная система воспринимает с помощью специальных рецепторных клеток. Рецепторные клетки - «входные устройства» систем органов чувств, которые «сообщают» организму об изменениях во внешней среде.

- Что такое сенсорные системы для меня понятно. Я, закончил «Техникум радиоэлектроники», который находится на Львовской площади.

- В этом техникуме преподавала моя Любимая тёща.

- Кто?

- Горновская Татьяна Николаевна.

- Татьяна Николаевна, это же наш любимый педагог. Она у нас преподавала довольно скучные предметы «Допуски и посадки», «Материаловедение» и «ЕСКД». Чувствуя наше настроение, когда от обилия информации нового материала «плавился» мозг и мы впадали в «отключку» она начинала читать стихи. Пушкина, Лермонтова, Евтушенко, Рождественского, Ахмадулиной, Кочеткова. Стихи о любви и преданности, о страданиях, о величии человеческого Духа. Они снимали усталость, поднимали настроение, и будущая жизнь нам казалась прекрасной.

Но вернёмся к нашим рассуждениям. Как же соотносятся понятия «органы чувств», «сенсорные системы»?

- Сюда надо отнести ещё и «биосенсоры». Несомненно, наш глаз - это орган зрения, ухо - орган слуха, нос – орган обоняния, а язык – орган вкуса. Однако человека по его сенсорному оснащению вовсе не следует считать венцом творения. Он не видит ультрафиолетового излучения и поляризованного света, как насекомые и птицы; не слышит ультразвук и не пользуется им для эхолокации, как летучие мыши и дельфины.

Итак, биосенсоры – датчики для получения информации о процессах, происходящих во внешней среде. Термин «биосенсоры» – скорее технический, чаще всего под ним подразумеваются, прежде всего, создаваемые современной биотехнологией на основе биомолекул искусственные датчики. Для физиологии «биосенсоры» – это просто рецепторные, или сенсорные клетки. Они располагаются в органах чувств и предназначены для решения сложной диалектической задачи: изменяться под влиянием внешнего сигнала (иначе он не дойдет до нервной системы), оставаясь, однако, самим собой даже при очень сильных воздействиях. В качестве семантического курьеза стоит отметить, что по мере развития представлений о межклеточной и внутриклеточной сигнализации термин «рецепторы» широко применявшийся для обозначения рецепторных клеток органов чувств в 60-70-е годы, постепенно взяли на вооружение специалисты по молекулярной биологии. Теперь под словом «рецептор» они однозначно подразумевают белковую молекулу, избирательно взаимодействующую с гормоном, нейромедиатором или ферментом, то есть с сигнальным веществом.

Что же касается понятия «сенсорные системы», то оно включает в себя не только рецепторные клетки, но и всю систему обработки передаваемых ими сигналов, то есть мозг. Таким образом, в основе восприятия информации извне лежат сенсорные рецепторы, которые «понимают» язык внешней среды.

За ними располагаются более или менее совершенные звенья анализа информации, но они общаются и друг с другом, и с сенсорными рецепторами исключительно на языке нервных сигналов.

В зависимости от физической природы воспринимаемых стимулов известные рецепторные клетки включают в себя: фоторецепторы (зрительная система), хеморецепторы (обонятельная и вкусовая системы), механорецепторы (фонорецепторы в слуховой системе, рецепторы органов равновесия, рецепторы наружных покровов тела), терморецепторы, гигро- и электрорецепторы. Возможно, в будущем этот список пополнится. С разными стимулами работают разные сенсорные системы: со светом - зрительная, с механическими колебаниями в среде – слуховая и акустическая, с идентификацией пищевых веществ - вкусовая, с пахучими сигналами – обонятельная; положение организма в пространстве и установку тела определяет система органов равновесия; механические, температурные и ряд иных характеристик внешней среды оценивает сомато-сенсорная система («осязание»), а магнитную «погоду» Земли – магниточувствительный орган – эпифиз.

- Каков предел чувствительности и динамический диапазон сенсорных систем?

- Входе эволюции у многих животных чувствительность сенсорных рецепторов достигла физического предела. Так, фоторецепторы способны регистрировать акты поглощения единичных световых квантов и сигнализировать о них зрительным центрам. Именно в таком режиме работает зрение человека при очень слабом освещении, в сумерках или ночью, когда «все кошки серы». Нормальная средняя острота зрения составляет 0,0003 угловой минуты, то есть глаз способен различить хорошо освещённый предмет поперечником в одну десятую миллиметра на расстоянии 25 сантиметров. Но если предмет светится, он может быть значительно меньше. Глаз способен различать 130-250 чистых цветовых тонов и 5-10 миллионов смешанных оттенков. Наша слуховая система также находится на высшей грани чувствительности – будь наше ухо на порядок чувствительнее, оно бы воспринимало броуновский шум молекул окружающего воздуха. Во внутреннем ухе расположено около 25 000 клеток, реагирующих на звук. Диапазон частот, воспринимаемых слухом, лежит между 16 и 20 000 герц. С возрастом он сокращается, особенно за счёт снижения чувствительности к высоким звукам. К 35 годам верхняя граница слуха падает до 15 000 герц. Ухо наиболее чувствительно к диапазону 2000-2300 герц. Лучший же музыкальный слух (способность различать высоту) приходится на область 80-600 герц. Здесь наше ухо способно различать, например, два звука с частотой 100 герц и 100,1 герца. Всего человек различает 3-4 тысячи звуков разной высоты. Мы осознаём звук через 35-175 миллисекунд после того, как он дошёл до уха. Ещё 180-500 миллисекунд требуется на то, чтобы «настроится» на приём данного звука, достичь наилучшей чувствительности.

Диапазон естественных стимулов (его называют динамическим), в котором работают сенсорные системы, чрезвычайно широк. Так, человек пользуется зрением в диапазоне девяти порядков освещенности (от безлунной ночи до солнечных пляжей или горнолыжных курортов). Наша слуховая система, воспринимая акустические колебания между слуховым порогом чувствительности и болевым ощущением, перекрывает 12 порядков. Естественно, что для использования сенсорных систем в столь широких пределах организмам пришлось «изобрести» способы сужения динамического диапазона. Это позволяет приводить внешний сигнал к уровню, доступному для обработки. Одни приспособления (например, линзовая система глаза, ушная раковина) используются для усиления сигнала с целью выделить его из шума, создаваемого средой и самой нервной системой, другие (зрачок глаза), наоборот, - для его ослабления. Однако помимо этих устройств сенсорные системы снабжены весьма изощренными способами фильтрации биологически важной информации, которые работают и на уровне одиночной рецепторной клетки, и на уровне сенсорных систем.

- Можно ли сравнить устройство сенсорных рецепторов с сенсорными системами, используемыми в технике?

- Конечно можно. Необходимость воспринимать внешние сигналы предопределяет и положение сенсорных клеток в организме: как правило, они располагаются на границе с внешней средой, что для весьма чувствительных клеток небезопасно. В наиболее трудных условиях оказываются хеморецепторные клетки – вкусовые и обонятельные. Правда, высшие животные предпочитают периодически отбирать для анализа небольшие отдельные пробы (например, слегка принюхиваясь), а также защищать чувствительную поверхность с помощью специальной защитной смазки (обонятельной слизи у позвоночных, рецепторной лимфы у насекомых), проницаемой для сигнальных молекул.

У человека на языке находится около 9000 вкусовых рецепторов. Площадь обонятельной зоны носа – 5 квадратных сантиметра. Здесь расположено около миллиона нервных обонятельных окончаний. Чтобы в нервном обонятельном волокне возник импульс, на его окончание должно попасть примерно 8 молекул пахучего вещества. Чтобы возникло ощущение запаха, должно возбудиться не менее 40 нервных волокон.

Другие рецепторы защищены иначе. Фоторецепторы, например, изолированы от воздействия химических и механических стимулов прозрачными барьерами (светопреломляющим аппаратом). Рецепторы же органов равновесия и слуха размещаются внутри специальных сложно устроенных органов.

Обычно у сенсорной клетки различают входное устройство, преобразователь и выходной механизм. На входе специализированный аппарат избирательно воспринимает стимулы извне; задача преобразователя, то есть цепочки биохимических процессов, - усиливать поступивший сигнал и переводить его на язык внутриклеточных сигналов. И, наконец, уже закодированный внутриклеточный сигнал передается на выходе в нервную систему.

Рецепторная клетка напоминает айсберг и, подобно ему, имеет надводную и подводную части. Подводная часть взаимодействует с другими клетками, обеспечивая жизнедеятельность своей хозяйки, а также передачу сигнала в нервную систему. Рецепторная клетка, как и любая другая, ограничена мембраной, и естественно, что любое возмущение во внешней среде будет воздействовать, прежде всего, на надводную часть айсберга – так называемый домен. Его мембрана и есть биосенсор органов чувств.

Биосенсор, как правило, оснащен специализированным органоидом – жгутиком. Сенсорные жгутики, часто видоизмененные, поистине вездесущи: они найдены в фоторецепторных клетках; в обонятельных и слуховых клетках; в клетках органов равновесия. Бывает, что к одному или многим жгутикам сенсорного домена клетки добавляются еще и микроворсинки.

У позвоночных животных акт фоторецепции начинается с поглощения кванта света молекулой зрительного пигмента – родопсина. Локализован он в мембранах дисков наружного сегмента палочек и колбочек сетчатки. Сам сегмент, по конструкции похожий на пачку печенья, - не что иное, как сохранивший ножку видоизмененный жгутик: в палочках он имеет форму аккуратного цилиндра, а в колбочках – конуса. Внутри его плазматическая мембрана образует многочисленные и регулярно расположенные диски, поставленные перпендикулярно ходу светового луча. Чем длиннее наружный сегмент – тем больше дисков должен пересечь луч и тем выше вероятность поглощения кванта (или, что то же самое, - коэффициент поглощения фоторецептора). По сути, это – оптический световод.

Основа фоторецепции – мембранный белок родопсин. Его белковый компонент – опсин - не поглощает свет. Эту способность и окраску он приобретает при взаимодействии со светочувствительным веществом (альдегидом витамина А – ретинола) – так получается радопсин. Например, альпинисты, поднимаясь на заснеженные вершины, рискуют заболеть «снежной слепотой», если их глаза не защищены тёмными очками. От яркого солнечного света и отражённого света от снежной поверхности, радопсин быстро расходуется, и нужно время для его восполнения, которое может длиться несколько суток.

Максимумы спектров поглощения родопсина у разных животных различны и могут располагаться как в видимом, так и в невидимом (для нас!) ультрафиолетовой части спектра. В отдельных случаях молекулы родопсина ориентированы в фоторецепторной мембране в одном направлении; и тогда возникает различие в поглощении света в зависимости от направления его распространения (дихроизм). Некоторые группы животных используют это свойство для анализа естественного поляризованного света (голубое небо, отражение от водных поверхностей, поляризация света в воздухе и воде).

Что касается обонятельных рецепторов, у самых разных животных мембрана жгутиков и ворсинок обонятельных клеток содержит рецепторные белки, способные взаимодействовать с летучими (и даже с малолетучими!) пахучими веществами – одорантами. Как правило, в каждой клетке обонятельного эпителия синтезируется набор из нескольких таких белков. В результате связывания молекул одоранта с различными белками рецепторы возбуждаются в разной степени, и на поверхности эпителия «рисуется» обонятельное «изображение», свое для каждого одоранта.

В механорецепторах – так называемых волосковых клетках внутреннего уха и органов равновесия позвоночных животных, вызванное звуковой волной или силами инерции, отклоняет пучок тесно прилегающих друг к другу ворсинок плазматической мембраны, связанных между собой особыми мостиками. При отклонении пучка ворсинки скользят одна вдоль другой, мостики натягиваются и открывают белковые конструкции - ионные каналы в мембранах для проведения электрического импульса.

Таким образом, любая рецепторная клетка настроена на восприятие определенных физических изменений во внешней среде, и детектирование сигнала происходит на молекулярном уровне.

- Похоже, что механизм сенсорного восприятия и преобразования сигналов у разных животных схожи, но, тем не менее, промежутки времени ими воспринимаются по-разному.

- Улитки живут в мире, где временные интервалы, менее четверти секунды остаются незамеченными. Время для них летит незаметно.

Птицы различают меньшие интервалы времени. Для голубя время течёт медленнее, чем для нас. У мухи восприятие ещё более ускоренное. Для неё всё происходящее замедляется многократно. Хотя разные животные воспринимают время по-разному, опасность не делает между ними различия. Голуби реагируют достаточно быстро, чтобы избежать столкновения с каким-либо предметом. Муха в случае опасности стартует ещё быстрее, а вот улитка очень медлительна, чтобы вообще зафиксировать быстрое движение.

Механические часы помогают нам отслеживать суточный цикл Солнца, но внутри нас и у каждого биологического организма есть собственные биологические часы. Глаз мухи реагирует так быстро, что растягивает секунду в 10 раз, такое зрение вполне соответствует быстрому темпу жизни. Наше сложное зрение работает медленнее чем у мухи. Кинематограф использует это, проецируя на экран 24 неподвижных кадра в секунду. Мы сплавляем их вместе, создавая иллюзию движения. Глаза мухи делают раскадровку, но не пропустят подозрительного движения. Её рефлексы также быстрее наших. Быстрое зрение, скорость реакции, жизненно необходимы для маленького насекомого.

Хищники также нуждаются в быстром зрении и хорошей реакции. Во время погони скорость реакции решает всё. Конфликт между охотниками и жертвами, это конфликт между мирами, где время течет по-разному. Восприятие может на столько различаться, что один и тот же момент представляется совершенно по-разному.

- Для обработки слабого сигнала в электронных приборах используются преобразующие и усилительные каскады. Как эта задача решается на клеточном уровне?

- Внутриклеточным сигналом, передаваемым на выходное устройство сенсорного рецептора, то есть в нервную систему, служит изменение разности потенциалов на плазматической мембране клетки. Потенциал покоя клетки отрицателен (обычно в пределах от –40 до –60 мВ) и под воздействием стимула может или увеличиваться по абсолютному значению, оставаясь более отрицательным, тогда клетка гиперполяризуется, или уменьшаться, тогда клетка деполяризуется. На молекулярном уровне эти события обусловлены изменением проницаемости клеточной мембраны для катионов (натрия, калия и кальция) или анионов (обычно хлора) за счет открывания или закрывания ионных каналов.

Итак, в сенсорной клетке существует механизм преобразования, с помощью которого активность ионных каналов меняется в зависимости от состояния рецепторных белков. Этот механизм переводит сигнал с языка физического воздействия на универсальный язык электрического импульса, понятный нервной системе. В сенсорных рецепторах осуществляется, как мы видим, процесс, преобразующий единичное физическое микроскопическое воздействие (квант света, молекула одоранта) в макроскопическое явление – рецепторный потенциал. Такое преобразование получило общее название сенсорной передачи – трансдукции (частные случаи – фото-, хемо-, механопередача)

Оказалось, что в сенсорной передаче действуют механизмы, во многом сходные с действием гормонов и нейромедиаторов (веществ, участвующих в проведении сигнала с одного нейрона на другой) и нам интересно понять путь преобразования внешнего сигнала.

Входной сигнал на рецептор в клеточной мембране «усиливается»: рецепторный белок при взаимодействии с сигнальной молекулой или квантом света изменяет свою конформацию и становится доступным для взаимодействия с так называемым G –белком. За время своей активации рецепторный белок переводит в активное состояние несколько десятков молекул G –белка. Каждая молекула из них в свою очередь успевает «возбудить» молекулу фермента, который либо синтезирует, либо разрушает молекулы вещества, непосредственно регулирующего состояние ионных каналов. Таким образом, единичное микрособытие на входе сенсорного рецептора приводит к массовому изменению состояния ионных каналов. Это изменение на выходе регистрируется нервной системой в виде тоже единичного, но уже макрособытия – рецепторного сигнала

- Интересно как работают выходные устройства в сенсорных системах?

- В обонятельных рецепторах, механорецепторах имеется специальный механизм, кодирующий интенсивность возбуждения сенсорных клеток в виде нервных импульсов, которые распространяются по отростку клетки – аксону. Чем сильнее внешнее воздействие на сенсорный рецептор, тем больше степень его возбуждения и тем выше частота следования импульсов.

В некоторых сенсорных клетках такого механизма нет, аксон играет роль обычного электрического провода, и сигнал передается постоянным электрическим током. Такая передача на большие расстояния неэффективна из-за сильного затухания и сглаживания формы сигнала, поскольку удельное сопротивление цитоплазмы аксона велико (около 100 Ом/см), а его изоляция не идеальна. В сенсорных системах можно найти все варианты таких «линий передачи». Кажется парадоксальным, что для всех исследованных к настоящему времени фоторецепторных клеток характерна без импульсная передача сигнала. Её предельная дальность достигает 10 мм, и по этому все звенья без импульсной передачи и первичной обработки фоторецепторного сигнала располагаются как можно ближе к фоторецепторам, вероятно, чтобы избежать его затухания и искажения, неизбежных при передаче постоянным током. Так устроена, например сетчатка позвоночных животных. Вспомним, однако, что фоторецепторы высших животных умеют воспринимать одиночные кванты света, генерируя в качестве рецепторного сигнала о единичном событии короткий одиночный электрический сигнал. Скорее всего, такие дискретные ответы играют в зрительной системе роль нервных импульсов. Так это или нет, но в любом случае фоторецепторы давным-давно знают, что свет имеет дискретную, квантовую природу.

Итак, в центральные отделы сенсорных систем поступает импульсная информация. На вопрос, одинаков ли импульсный язык в разных сенсорных системах, пока точного ответа нет.

- Мы хорошо знаем, что энергия передается по высоковольтным линиям, а по телеграфным и телефонным проводам идут только сообщения. Передача сенсорного сигнала – сообщение. Информационная ценность телеграммы и телефонного сообщения не зависит от размера и начертания шрифта или тембра и громкости голоса собеседника. Как через нервную систему передаётся энергия и информация?

- Нервной системе энергия как таковая нужна только для поддержания, ее элементов и механизмов в рабочем состоянии. Энергия же посланного сообщения, единственно, должна быть достаточной для его надежного приема на следующем уровне. Эти азы теории информации хорошо известны не только нам, но и нашим биосенсорам. Так, если в процессе фотосинтеза у растений энергия потока световых квантов тщательно утилизируется и используется для обеспечения всех жизненно важных функций своего хозяина, то энергия кванта, поглощенного фоторецепторной клеткой, в конечном итоге рассеивается в виде тепла. Для фоторецептора важен только сам факт прибытия кванта, а его энергия практически не используется.

Обращает на себя внимание удивительное анатомическое сходство в построении цепей передачи информации в зрительной системе позвоночных, насекомых и головоногих моллюсков. Такое сходство, трудно приписать происхождению от общего предка, поскольку в эволюции эти линии разошлись довольно давно и развивались параллельно. Это сходство - следствием, какого – то принципа.

Также обнаружено столь же удивительное сходство и обонятельных систем позвоночных, насекомых и моллюсков. По-видимому, каждый тип внешнего воздействия – свет, звук, запах – может анализироваться с помощью весьма ограниченного набора базовых принципов, природных биотехнологических механизмов и нейронных сетей.

- Тогда возникает вопрос. Почему конкретная система, в том числе и сенсорная, развивается именно по данному пути, а не по какому-нибудь иному?

- Можно ещё добавить. Идет ли развитие соответствующих сенсорных систем по сходному плану под давлением естественного отбора в соответствии с физическими свойствами внешнего мира и общими принципами переработки информации или оно в основном запрограммировано в давно существующих генах и только развертывается в более или менее совершенной форме у животных разного уровня? Такая постановка вопроса сегодня уже не выглядит крамольной и имеет под собой некоторые молекулярно-биологические основания. Так, совсем недавно было обнаружено удивительное сходство структуры генов, определяющих развитие зрительной системы у не родственных животных: позвоночных и насекомых.

- Как эти знания о строении сенсорных систем, о принципах приёма и передачи информации «подсмотренные» у животных можно применить для защиты и нападения?

- В воинских искусствах всегда уделялось особое внимание развитию экстрасенсорных способностей. Острота чувств доводилась до предела, ибо от правильной и быстрой реакции зависела жизнь. В школе «Дракон-Тигр» есть упражнения с завязанными глазами или в темноте.

Зрение и осязание являются главными чувствами в воинском искусстве. Глаза дают информацию о положении и действиях противника, пока нет контакта или светло. Тактильная чувствительность помогает ориентироваться в контакте или в темноте. У человека занимающегося с закрытыми глазами, развивается три рода энергии:

  • прилипания,

  • вслушивания,

  • различения.

Для развития ночного видения адепта помещали на несколько дней и даже месяцев в пещеру, куда едва пробивался снаружи дневной свет, заставляли уходить ещё дальше и дальше от источника света. Иногда применяли свечи и факелы. Постепенно интенсивность света сводилась к минимуму, и ученик приобретал способность видеть в кромешном мраке. В результате регулярного повторения подобных тренировок эта способность не исчезала, а, наоборот, закреплялась. Приспосабливаясь действовать в темноте, ученик учился видеть по-кошачьи, но в то же время стремился компенсировать зрение за счёт слуха, обоняния и осязания. Кроме того, тренировка, рассчитанная на продолжительную слепоту, призвана была развить и великолепно развивала экстрасенсорные способности.

- Ну и зачем это нужно?

- После развития этих качеств в каждом движении будет присутствовать чувствительность. Не будет представлять труда удерживать выгодный контакт с противником, понимать в любой момент все его качества и намерения.

Умение реагировать на атаку в какую-то долю секунды, способность импровизировать в сиюминутном выборе стратегии возникают лишь в результате постоянных тренировок. Чтобы годами тренировать своё тело, превращая его в совершенное орудие, необходима настойчивость.

Серёжа! Хочу задать тебе вопрос. Я, так понимаю, что ты руководитель солидной строительной фирмы, которая также выполняет государственные заказы. В бизнесе, как и в боевых единоборствах необходимы качества: ум, настойчивость и смелость. Что для тебя входит в понятие дисциплины?

- Бизнесмен должен быть умным, чтобы учиться, воспринимать и планировать стратегию, которая должна вести к благополучию и процветанию фирмы. Будучи ещё студентом техникума радиоэлектроники, солдатом Вооружённых Сил СССР, а затем, обучаясь на стационаре философского факультета Киевского Университета имени Т.Г. Шевченко, все свои способности мышления направлял, чтобы усвоить непрерывный поток знаний.

- Например?

- Для овладения немецким языком, мне приходилось использовать методику шахматной теории, то есть детального запоминания основ грамматики. В бизнесе для каждой ситуации существует своя техника и схема. Для ведения переговоров нужно обладать достаточным опытом. Знание психологии диалога требует долгого и глубокого её изучения, поэтому в своей практике заключения договоров, я не принимаю решения вслепую, а изучаю сильные и слабые стороны моего оппонента и собираю информацию о нём. Мой разум становится разумом воина-бизнесмена: жестким, расчётливым, наступательным и всегда ощущающим слабости противника.

- Но добиться умного подхода к бою и к успешному ведению бизнеса, можно лишь благодаря терпению, вниманию к деталям и выносливости, которые являются необходимым качеством воина и определяются как настойчивость.

- Какие ещё черты характера та бы назвал, которые необходимы воину-бизнесмену?

- Скорее всего, смелость. В наших современных условиях существования, как в бою чтобы выжить нужно, быть храбрым.

- Но, смелость это больше чем настрой на победу. Это, прежде всего самоконтроль.

- Помню себя в детстве, когда мы постоянно «шкодили», озорничали. Был не писаный «закон чести». Если кто-нибудь из нашей компании делал опасный или как сейчас говорят экстремальный трюк, то все должны были его повторить. Например, катались на льдинах в ледоход на реке или выпрыгивали из окон второго - третьего этажа на песок на новостройках, играя в казаков-разбойников. Постоянно воспитывали инстинкт храбрости. И даже те, кто по началу испытывали страх перед подобными испытаниями, по мере роста выносливости приобретали смелость, таким образом, не только подтверждая мастерство тела и разума, но и свидетельствуя о торжестве человека над силой страха и инстинкта. Занятия в спортивных секциях ещё больше укрепляли, таким образом, воспитанную смелость. Но самое главное, как в работе, так и в спорте, является дисциплина. Многие думают, что дисциплина – это неизбежные ограничения. Это не верно. Дисциплина, наоборот помогает человеку действовать. Лишь при наличии дисциплины человек может стать тем, кем он хочет. Благодаря дисциплине можно воплотить собственное решение жить без страха, сомнений двойственности и лени.

У Николая Заболоцкого есть прекрасные стихи:

Не позволяй душе лениться!

&#Чтоб воду в ступе не толочь, Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь! и т.д.

Тренировки – это дисциплина. Работа – это дисциплина. Поединок – это то же дисциплина. А дисциплина, в свою очередь, - это свобода. Свобода от лени. Вот почему я здесь в твоём спортзале. Фразу: «О, дайте, дайте мне свободу!»…, можно и нужно изменить. «Твори трудом свою свободу и лень, ты сможешь победить!»

Однажды мы с женой решили пойти в ресторан. Метрдотель, предложил уютный столик, обращаясь к моей жене, кивая головой в мою сторону, спросил: «Охранник с вами?» В этот момент я понял, что «плоды» современной цивилизации и технического прогресса, такие как комфорт, малоподвижный образ жизни и удовольствие от расслабления не лучшим образом сказываются на имидже руководителя. Цивилизация лишила нас необходимости напрягаться. Человек утратил свойство добывать «хлеб свой насущный» в поте лица. Он даже тренирует это удовольствие от расслабления. Животное и особенно человек может тренировать себя в любом направлении, даже зная, что до добра это не доведёт. Такое тренированное удовольствие от расслабления есть не что иное, как воспитание лени. Это не для меня.

- Так, что лень – это порок или психологическое качество?

- Порок, развивающийся на психологической основе врождённого удовольствия от расслабления и ничего не делания.

- Первобытный человек не ходил в магазин пешком за продуктами, он за ними бегал в поте лица, подвергая себя реальной угрозе. Над ним всегда висела постоянная реальная угроза – враги или голод. И это пересиливало удовольствие от расслабления; человек или сам шёл на охоту или охотились за ним. Внешние сигналы – угрозы, воспринимаемые рецепторами и распознаваемые корой головного мозга, включают экстремальное регулирование рабочих органов. Древний человек готов был бежать или отразить нападение, ему был нужен высокий уровень тренированности и выносливости, потому что без этого невозможно было прожить; добыть зверя, вскопать поле, не умереть от холода. Сила его эмоций соответствовала энергии движения, поэтому адреналин, один из главных продуктов экстремального регулирования, быстро разрушается и организм человека (также как и животного), легко возвращается к нормальной регуляции. Такому быстрому переходу организма к норме способствует высокая тренированность рабочих органов.

Современный человек обладает высоким интеллектом. Он - умный, книги читает, компьютер освоил, ездит на машине. Эмоции, которые он получает от избытка информации, от современных стрессовых ситуаций, от ужастиков, которые «льются» на него с экранов телевизоров, активизируют эндокринную систему и включают программу экстремального регулирования. Адреналин вырабатывается зря. И нет постоянной физической нагрузки (борьбы или бегства). Поэтому нет и гармонического развития человека запрограммированного природой. При малой загруженности рабочие органы легко впадают в патологический режим, начинают чахнуть. Это болезни, которые связаны со стрессами индустриального общества.

Отсюда вывод тренировка и ещё раз тренировка.

- Движение – это ЖИЗНЬ!

- Есть в ядерной физике понятие полураспада. Оно применимо и к биологии, к белкам. Самый быстрый полураспад белков происходит в энергично работающей сердечной мышце. На их месте синтезируются новые белки. «Старый» белок при этом продолжает распадаться с постоянной скоростью. В результате при большой нагрузке синтез обгоняет распад, и общая масса белка возрастает. Соответственно возрастает и мощность функции. Но стоит только каким-нибудь образом притормозить её деятельность, распад «перевесит» синтез, и половина «лишней» мускулатуры сердца развалится буквально за три-четыре недели. Потом ещё и ещё – до минимального уровня, необходимого для обеспечения кислородом организма лишь при лежании. Вот такие перспективы физического развития у современного человека.

Для успешного тренировочного процесса нам необходимо проверить «резервные мощности» твоего организма, оценить которые можно по частоте пульса в состоянии полного физического покоя и при нагрузке.

Итак, замеры показали, что твой пульс в состоянии покоя составляет 60 ударов в минуту. Это говорит о том, что твоё сердце в покое дает большой ударный объём при достаточно редких сокращениях, чтобы обеспечить небольшие потребности в кислороде. При умеренной нагрузке пульс поднялся до 160 ударов в минуту. Это создаёт благоприятные условия для восстановительных процессов в сердечной мышце.

В системе дыхательных упражнений по школе «Дракон-Тигр» есть тесты, определяющие насколько успешно дыхательный центр справляется с регуляцией содержания углекислоты в крови. Для этого нужно сделать дыхательную паузу. Сядь прямо, выпрями спину, расслабься и дыши ровно 20 секунд. Сделай очередной выдох и по секундомеру замерь время максимальной пауза, на которое сможешь задержать дыхание. Эти 50 секунд тебе дались с большим трудом, это хороший результат выносливости, но надо довести паузу до 60 секунд и более. Свыше 60 секунд пауза оценивается как сверхвыносливость, высшая её степень 180 секунд.

Есть люди в присутствии, которых ощущается их неуёмная энергия. Сергей Фареник в свои сорок с лишним лет, обладает невероятной работоспособностью. Свой рабочий день он начинает в восемь часов утра в спортивном зале. За полтора-два часа он выполняет колоссальный объём работы, при разной мощности от умеренной до максимальной. На тренировке мы с Сергеем ставим две цели: повысить резервы сердечно-сосудистой и дыхательной системы и поддержать на хорошем уровне функцию мышц и суставов. Пребывая в непродолжительных командировках в составе правительственных делегаций, Сергей находил время для занятий и поддержания спортивной формы. Мой ученик отлично понимал, что овладение собой, развитие и укрепление силы воли, способность физически напрягаться – всё это усиливается тренировками и, несомненно, способствует успехам в работе, а главное даёт возможность быть здоровым и не ждать болезней от беззаботного расслабления.

- Володя! Мы уже несколько лет успешно сотрудничаем, и я благодарен тебе за тренировки, и условия, в которых проходят занятия. Хочу тебя спросить? Можешь научить меня акробатике? Это мечта детства. Мне нравиться, когда ты выполняешь акробатические элементы. Да и рукопашный бой мне особенно не нужен, так как у меня есть своя личная охрана.

- Рукопашный бой и акробатика, отличаются друг от друга, но объединяет их то, что оба эти вида предполагают элемент риска и самоотверженной смелости.

- Я смогу научиться делать сальто назад, переворот вперёд, фляк в свои сорок с лишним лет и при весе около 90 килограмм?

- Ничего не возможного нет! Для этого нужно приобрести специальное оборудование. Его в продаже не существует. Я познакомлю тебя с выдающимся тренером по акробатике, Соломиным Виктором Павловичем. Он подготовил более тридцати мастеров спорта по акробатике. Кандидат технических наук сам дважды мастер спорта. У него есть уникальная инженерная разработка рессорной акробатической дорожки.

Для акробата важно иметь хороший толчок. А ну перепрыгни через коня высотой в метр с места в группировке. Легко и свободно ты преодолел эту высоту. Теперь подтянись на перекладине. Четырнадцать, пятнадцать… восемнадцать, этого уже достаточно.

Начнём с простого: кувырки вперед; назад; стойка на руках; стойка на голове; колесо; стойка на руках, кувырок и связка колесо; подъём разгибом с головы.

- Когда приступим к сальто?

- Не торопись! Надо все эти элементы хорошо освоить. На это уйдёт не мало времени.

Сергей так увлёкся акробатикой, что даже стал посещать и вечерние тренировки.

- Сегодня приступим к изучению сальто назад. Стань прямо, подними руки вверх, затем отведи их вниз-назад и в темп с замахом руками вверх просто подпрыгни. Ещё резче взмах. Работай руками резче вместе с толчком. Отлично. В верхней точке прыжка возьмёшь группировку, перебрасывая ноги через себя, через голову. Понял? Мне, нужен помощник. Это первое сальто в твоей жизни мы сделаем на лонже. Ещё раз продумай, что делать: взмах, толчок, группировка, приход. Готов, пошёл. О, боже, где твой знаменитый прыжок, где группировка. Ладно, перевернулся на ноги и, Слава Богу. Подвёл вестибулярный аппарат, когда человек первый раз попадает в «невесомость» он теряется, нет привычной опоры. Ещё раз, высокий взмах руками. У тебя мощный плечевой пояс и ты обладаешь хорошими скоростно-силовыми возможностями. Готов, пошёл. Вот это уже гораздо лучше и высота, и крутка все есть. Чуть-чуть увереннее. Страшно?

- Конечно, страшно! Перевернуться назад в воздухе, не на что не опираясь. Для меня важно этот страх преодолеть и держать его под контролем.

- Самое главное знать, как выполнять акробатический элемент, тогда всё под контролем. Чтобы улучшить методику освоения сложных элементов, нам нужна более совершенная рессорная, акробатическая дорожка. На обычной дорожке выполнить сложные связки крайне проблематично, так как биомеханические требования к напряжению двигательного аппарата прыгуна вплотную приближаются к положенному природой пределу.

Соломин Виктор Павлович, любезно предоставил нам, им же спроектированные и изготовленные рессорную и резиновую акробатические дорожки. Получился маленький акробатический «Дисней Лэнд».

- Серёжа, ты опоздал на вечернюю тренировку, на тебя это не похоже?!

- Да! Прошу прощения, но сегодня я защитил диссертацию на получение научной степени доктора философских наук.

- Искренне поздравляю! Очень рад за тебя! Когда ты всё это успеваешь сделать? Хотя, с твоим темпераментом и силой воли, тебе всё по плечу. Тренироваться будешь?

- А как же, обязательно! «Отметим» мою защиту освоением новых акробатических элементов. Хочу научиться делать фляк. Я, так понимаю, что для переворота назад нужна хорошая гибкость в пояснице.

- Не торопись. Фляк имеет свои особенности и технические «хитрости». Ты же не собираешься делать «цыганский» фляк на одном и том же месте. У тебя мощный торс, сильный толчок, а главное надо развит ускоренное горизонтальное движение назад, тогда и переворот можно и нужно делать почти с прямым телом.

Стань прямо, руки вверх. Отведи руки назад, не приседая. Из положения полу присев вместе с толчком первыми «отваливаются» назад плечи. Голова несколько отстаёт от них, и лишь когда её догоняют резко ускоряющиеся руки, они как бы захватывают голову с собой, удерживая её между плечами: «представь себе, что из ушей у тебя торчит палка, и руки, дойдя до неё и получив упор, дальше двигаются вместе с головой». Только после этого момента угловая скорость всех маховых звеньев уравнивается. Чем быстрее движение назад, тем прямее тело и тем меньше потребность в наклоне головы назад.

Понял? Готов? Давай подержу сзади.

- Нет, я сам. Я должен преодолеть страх.

- Соберись, всё продумай. Пошёл. У-у-у, ах, ё моё?! Не на голову нужно становиться, а на руки. Хорошо, что у тебя шея мощная, а голова крепкая. Всё обошлось. А теперь всё повторить. Сильный взмах руками за голову с толчком и постановкой на руки.

Вот теперь хорошо. Страх ушёл? Появилась уверенность? Сделай ещё несколько раз для закрепления.

Я же просил всего несколько раз, а ты уже сделал насколько десятков раз. Хватит!

- Но это так необычно и мне очень нравится. Я чувствую в себе силу и лёгкость и такое ощущение, что смогу фляком пройти до Хрещатика.

- Серёжа! Наблюдаю за тобой и с уверенностью могу сказать, что твоя сила воли, умение побеждать, хорошая физическая подготовка, аналитический ум и образное представление реально дают возможность технику акробатических упражнений реализовать на практике. Самое удивительное то, что при твоей комплекции и возрасте все это выполняется с лёгкостью.

- Для меня как человека стремящегося к знаниям сущность заключается в умении. Неопределённость будущего не вызывает во мне страха – что бы не произошло, а наоборот заводит и мобилизует мои силы и знания. Таким образом, я готов встретиться с любой неожиданностью лицом к лицу.