Рыбалка

 

Очередная встреча с учителем, произошла в канун праздника дня школы «Дракон - Тигр». Это событие обычно отмечается в середине мая. В дом учителя съезжаются ученики со всего бывшего Советского Союза. Радостные встречи с друзьями наполняют дом. Предстояло обсудить план праздника. В запасе было несколько дней. Хозяин дома многозначительно улыбался и вдруг предложил организовать выезд на рыбалку. Эта идея всем понравилась. Стали готовить снасти и все необходимое для этого мероприятия. Выехали еще за светло. Через, несколько часов путешествия по дорогам Киргизстана на рассвете подъехали к Чуйскому водохранилищу. Погода благоприятствовала. Вышли из машины, и каждый стал присматривать удобное место для рыбалки. Учитель взял две свои любимые удочки, нанизал наживку и стал спускаться к воде. Войдя в воду по колено неожиданно развернулся ко мне и несколько со смущенным взглядом сказал: « Я забыл снять туфли». А за неделю до этого он купил дорогие кожаные итальянские туфли. Не долго думая, учитель продолжил свой путь к месту рыбалки. Я расположился недалеко, от него в надежде перенять хоть какой-нибудь местный опыт. Сначала все как-то не «клеилось», то глубину не так выставлю, то наживка срывается, то крючок зацепится за непонятно откуда-то, взявшуюся корягу. Понемногу, стал осваиваться с этой рыбацкой «техникой». Учитель же все делал ладно, четко. Каждые 10-20 минут ему удавалось вытащить огромного карася. К обеду его садок был уже полон. Мои же трофеи были значительно скромнее. Я, явно проигрывал в этом негласном спортивном соревновании. Солнце нещадно пекло. Удовлетворив свою рыбацкую страсть, учитель решил отдохнуть. Тем более, что все «конкуренты» значительно отстали и им нечем было особенно гордиться. Передав мне свою удочку, которую он привез из Японии, учитель вышел на берег. Я, вернулся на свое уже «прикормленное» место, забросил японскую удочку и стал ждать. Через некоторое время поплавок сначала лег, а затем начал медленно уходить в сторону и вдруг нырнул. Подсекаю, удочка сгибается пополам и, что-то невероятно сильное начинает сопротивляться на другом конце лески. Вот она, заветная мечта каждого рыбака поймать большую, сильную рыбу. Борьба шла с переменным успехом, то мне удавалось подтащить рыбу ближе к берегу, то она отчаянно уходила в глубину. Упорство рыбы было завидным. Выбрав, подходящий момент, когда голова рыбы показалась над поверхностью воды и она «хапанула» воздуха, сразу как бы «опьянев», положил ее на бок, и скользящим движением выбросил на берег. Очутившись в непривычной среде, огромный сазан стал прыгать по траве. Да, удача была на моей стороне. Больших усилий и ловкости потребовалось, чтобы поймать рыбу руками и посадить в садок. Учитель, наблюдавший за этой «схваткой», был доволен успехом своего ученика. И тут же, рассказал историю, как он, будучи подростком, вместе с дедом выволок на берег необыкновенного жюлуна (сома). Когда они с дедом подъезжали на лошади к дому, хвост рыбины-чудовища без мала, касался земли. Когда взвесили мое «золотисто - серебристое чудо», то вес его оказался около пяти килограмм. Разложили огонь, стали варить уху, и рыбацкие байки потекли одна за другой.

Выбрав, подходящий момент и чтобы сменить тему я спросил: «Учитель, вот Вы объездили почти весь свет. Были в Японии, где Вам вручали черный пояс по каратэ и присвоили 5-й дан, в Гонконге встречались со знаменитым Джеки Чаном, который, узнав, что ВЫ последователь традиций по школе «Дракон-Тигр» произнес свое знаменитое «ши лун ху ма ши», что в переводе означает «смелость над смелостью; воля над волею; сильный дух станет еще сильнее и благороднее»; подчеркнув тем самым Ваше братство в гунфу, в Пекине снимались в историческом фильме «Восстание пяти драконов» про мастеров гунфу, вместе с выдающимся актером и чемпионом Китая по ушу Ван Чуном. Посетили сердце мусульманской веры, город Мекку. Даже самое высокое правительство Китая оказало Вам честь в аудиенции. Везде и всюду Вы представляли северо-тибетскую традицию гунфу школы «Дракон-Тигр». Были ли попытки, найти истоки нашей школы?

-В период горбачевской перестройки, которая охватила всю территорию бывшего Советского Союза - начал свой рассказ учитель, - был создан «Международный центр восточных единоборств» в городе Фрунзе (Бишкек). Совместно с авиакомпанией «Манас» и турбюро «Звезда Востока», мы организовали чартерные рейсы самолетом ТУ-154 в Индию. Бизнес, как сейчас говорят, был успешным. В одной из поездок, мы посетили северные штаты Индии. Путешествуя по религиозным храмам, нашим гидом был монах-буддист, который таким образом зарабатывал деньги для своей общины. Этот монах рассказал, что на вершинах гор в северной Индии живет группа монахов, которые снискали репутацию людей, способных совершать выдающиеся физические подвиги. Они способны выживать при очень низкой температуре, которая оказалась бы смертельно для многих людей. Пережив Культурную революцию в Китае, эти монахи пришли из Тибета. Жили они замкнуто и очень мало путешественников, попадало к ним. Но всех привлекала та сверхъестественная сила, которой обладают эти монахи. Выяснив место, откуда, пришли монахи, в северную Индию, у меня, возникла надежда и, появилось, огромное желание встретиться с ними. На следующий день мы договорились с нашим гидом-монахом о встречи с Ринпоче ламой, который знает их не понаслышке и, имеет, с ними общение. Встретившись с Ренпоче ламой, я рассказал о цели своего визита к горным монахам, а также, что мой практический опыт медитации имеет некоторую схожесть с их духовной практикой. Ренпоче лама выслушал меня внимательно, осмотрел с ног до головы и сказал, что готов сопровождать меня, в горы, если я сменю свой европейский костюм на экипировку пригодную для путешествия по скалистым тропам. Наш поход длился три дня. Что удивительно, я не испытывал особой усталости. Во время привалов, Ренпоче лама расспрашивал меня о тех изменениях, которые происходили в Киргизии и во всем бывшем Советском Союзе. Интересовался моей семьей, детьми, нашими обычаями. Казалось, его интересовало все. Преодолев очередной перевал, нашему взору открылся горный хребет, на южном склоне, у которого разместилось селение, состоящее из нескольких десятков каменных домов. На самой вершине хребта, на маленькой ровной площадке теснился небольшой храм. Поднявшись к храму, монахи в традиционной темно-красной одежде проводили нас к Бонпо-ламе.

Настоятель храма, также был одет в темно-красную одежду. Выглядел он как обыкновенный тибетец. Заговорил он на чисто китайском языке, что значительно облегчило мне общение. Мой рассказ о вынужденной эмиграции дунганского народа на территорию Советского Союза, вызвал у него сочувствие и понимание. Когда он узнал об истоках моего ученичества, то искренне растрогался, так как сам был вынужден эмигрировать вместе с общиной из Тибета. Мы обнялись, как два родственника, которые знали о существовании друг друга, но никогда не виделись. Бонпо-лама любезно пригласил меня осмотреть храм.

-Широко известно, что эти монахи практикуют разные типы медитации. Одна из них Тумо, которая позволяет им настолько повышать температуру тела, что они могут высушить мокрую ткань. В помещении, где очень холодно они окунают ткань в ледяную воду, а потом заворачиваются в нее и начинают медитировать, от ткани идет пар, так как тепло тела воздействует на жидкость.

-А как они это делают? – этот вопрос уже висел в воздухе.

-Чтобы сделать это, монахи садятся в медитационную позу со скрещенными ногами, выпрямляют спину и начинают читать мантры, для того чтобы с помощью звукового ряда установить ритм дыхания. Это, есть звуковой цигун. Затем, представляют себе огонь якобы, находящийся внутри у них в животе, в области Дань-тянь. Медленные глубокие дыхания, действуя наподобие кузнечных мехов, раздувают тлеющий под пеплом огонь. Каждый вдох даёт ощущение воздушной струи, проникающей в живот до пупка и раздувающей огонь.

За каждым глубоким вдохом следует задержка дыхания, причём продолжительность её постепенно, с каждым разом возрастает.

С помощью мысли, которая сосредоточенно следит за рождением пламени, этот огонь поднимается вверх по всем каналам через энергетические центры и наполняет тело. И, наконец, возникает ощущение огня через лоб. Но, чтобы научиться это делать, надо очень много и упорно тренироваться. В конечном итоге это схоже на настоящий огонь и тело становится горячим. Это потрясающе. Это означает, что монахи могут контролировать температурный баланс своего тела. Это необычная, духовная практика и если неправильно с ней обращаться, то можно заболеть.

-Но, эти тайны они предпочитают хранить в секрете, - это так?

-Какие тайны, дорогие ученики. Самая большая тайна это – невежество человека. Например, вот Вы все с высшим образованием. Один – архитектор, другой – авиационный инженер, третий – биолог, четвертый – физик, пятый – медик, Вы все вместе смогли бы представлять Академию наук. Ни один ученый муж не утруждает себя духовной практикой, так как считает, что с помощью стройного ряда формул сможет объяснить все законы природы, но применить их лично к себе он не в состоянии. Монах, познавший сущность медитации и открывший природу своего внутреннего мира, поверьте, не нуждается в эти самых формулах, так как его внутренний и внешний мир это его личный опыт, приобретенный годами упорных тренировок. Поднявшись, над обычным уровнем восприятия и развив свои сенсорные способности органов чувств, духовный человек стремиться к гармонии с внешним миром и основной задачей для него является практическое ощущение жизни, испытание собственных знаний в общении с другими людьми и подтверждение выводов, сделанных на основе наблюдений. Поэтому ученый и монах не могут понять друг друга, хотя обе стороны стремятся к истине. Отбросьте свою лень, вооружитесь знаниями, приобретите опыт на примере Тумо. Чтобы понять феномен тибетских монахов в первую очередь необходимо изучить и исследовать механизмы медитации. Когда мы жили с учителем Лао Чжаном в горах Тянь-Шаня, эту практику называли «огонь испаряющий лед».

-Вы, нам никогда не рассказывали о ней.

-Разве никогда? Многие из Вас прошли три, пять, а кто и более элементов системы Фын. Одна из составляющих ее, это синхронизация дыхания по трем шарам с движениями рук и задержкой дыхания на разных уровнях. Разве тридцать шесть и более ударов руками на одном дыхании не разогревало Ваше тело до пота? Занимаясь в различных климатических условиях, полуголые, стоя босяком на Земле, в течение нескольких лет, каждую ночь, Вы не испытывали холод? Вы боролись с ним!

-Ух! Помним двадцати градусные морозы, да еще с ветром. Но, при этом мы интенсивно работали руками, а, как известно активные мышцы согревают организм. А в Тумо только покой и какая-то медитация. Правда, учитель, в разговорах между собой мы выяснили, что многие из нас получили небывалый оздоровительный эффект от занятий Фын. Один вылечил болезнь щитовидной железы, другой болезнь почек, третий гастрит, четвертый улучшил зрение и все это подтверждено медицинскими обследованиями. Повысилось общее энергетическое состояние, особая чувствительность стала проявляться в ладонях и подошвах стоп. Тело как налитое.

-Согласно традиции по школе «Дракон-Тигр», медитация невозможна без очищения тела, для открытия всех меридианов и ци. Без ци не может быть духа. Существует три вида медитации: сидя, стоя, и в движении. Вы уже познакомились с медитацией в движении, когда изучали Тай чи. Во время медитации в движении внешнее находится в движении, а внутреннее неподвижно. При медитации стоя внешнее неподвижно, а внутреннее движется. Медитация, стоя представлена комплексом статических поз, сочетающихся с определенным движением рук. Это комплекс «Восход-Заход Солнца», система Фын, Чи. Несмотря на то, что положение тела есть важным элементом медитации, основной ее силой остается разум. Медитация стоя предназначается для выработки необычайной точности концентрации дыхания. Медитация высвобождает огромные силы внутри организма и значительно усиливает обращение крови и ци, поэтому приступать к занятиям нужно, осознанно, лишь после долгих лет соответствующей подготовки и при условии отменного здоровья. Что Вы и пытались достигнуть, занимаясь Фын, и другими энергетическими упражнениями.

Но, если Мы заговорили о практике «огонь, испаряющий лед», то следует начинать ее с освоения нижнего типа дыхания. Затем переходить к обратному дыханию, которое называется «огненное дыхание». Завершает этот цикл, верхнее дыхание. Все три типа составляют, полное дыхание, по трем шарам.

-Учитель, параллельно с системой Фын, Мы проходили первый и второй Чи. Особенно разогревающий эффект был, когда поднимали движением головы груз зажатый в зубах. Вес менялся от двухсот грамм до семнадцати килограмм. Большое неудобство причиняли именно сидячие позы типа «коровы».

-Да, это так, но опыт, который Вы приобрели, бесценен.

-Сядьте, скрестив ноги, - сказал учитель

Все расселись на траве, сложив ноги в точности, согласно объяснениям, особым образом сложили руки и идеально выпрямили осанку.

-Теперь, постарайтесь отвлечься от повседневной суеты, расслабьтесь. Через некоторое время, ощутите неподвижную, устойчивую структуру. Начните с глубокого выдоха. Затем вдыхайте нижний шар, переходите к обратному дыханию и наполняйте средний шар, Ощутив равномерное внутри чревное давление во всех направлениях, подключайте верхний шар. Подтяните переднюю стенку брюшной полости вверх под ребра. Вдохните еще порцию воздуха, поднимите дыхательную диафрагму вверх, но чтобы сердце не испытывало черезмерного давления, поднимите ключицы вверх и вдохните еще порцию воздуха. Задержите дыхание, не злоупотребляйте волевым усилием. Выдох начинайте очень медленно, спокойно, без рывков. Повторите еще несколько таких циклов. Если чувствуете кислородный голод, восстановите обычное дыхание. Эту процедуру можно синхронизовать с подъемом головы на вдох и опусканием на выдох.

Медитация происходила по своим собственным законам. Центры тела находились на прямой линии, и каждый из них обладал собственным цветом и энергетическим потенциалом. Энергия поднималась и опускалась по заднему и переднему срединным меридианам, наполняя их. Линии движения соединялись с точками. Вся энергетическая система ожила, наполняясь огненным теплом от высочайшего напряжения. Энергия поэтапно поднималась, так как три обогревателя, опоясывающие туловище снизу вверх, как бы объединились в один общий. Печень, легкие (Дракон и Тигр) и остальные внутренние органы, являются печью для туловища. Приближенные дыхательным циклом друг к другу и соединенные волевым усилием, объединили три печи в одну. Тело наполнялось уверенностью и жаром, который поднимался все выше, и, на конец достигал головы. Оно воспринималось как свечение, как огонь. Но чтобы как говорят мастера «не сварить собственные мозги» от избытка тепла, лишнюю энергию, нужно, опускать, обратно, к, истоку в Дань - тянь. Этот поток энергии и создает Золотой Зародыш. Выполнив массаж головы и передней стенки туловища, первый опыт в Тумо был завершен.

В заключении, учитель рассказал о функциях срединного переднего и заднего меридианов, а также об их внешнем и внутреннем расположении.

-Да, как прекрасно познавать свой внутренний мир вдали от цивилизации на природе.

Быстро собрав снасти и добычу, уже в сумерках вернулись в дом к учителю.

Рано проснувшись, все гости, и домочадцы принялись хлопотать по дому. Рубали дрова, носили воду, разводили огонь, чистили овощи, принимали самое активное участие в подготовке к празднику дня школы. Свободную площадку перед домом украсили электрической гирляндой, цветами, получилась – эстрада.

Вечером звучали национальные песни дунган в исполнении вокально-инструментального ансамбля «Чунтян», что в переводе означает «Весна». Ансамбль был создан, Есеном Исмаиловым и слава о нем долетела, до «Поднебесной страны». Но как звучали?! Задорно, весело, с красивыми прямо изящными телодвижениями исполнителей, с выразительными интонациями оркестра. Это искусство живет в народе, пережившем такие трагедии! Какое свежее восприятие жизни, какие оптимистические песни!

Ученики школы демонстрировали свое искусство гунфу. Стили: тигр, дракон обезьяна, змея, птица и даже пьяный кулак менялись один за другим. Демонстрация комплексов с различными видами оружия в сочетании с головокружительной акробатикой, приводила всех в восторг. Аплодисменты не смолкали, они были заслуженными. Кульминацией праздника стало, разбивание предметов. Кирпичи ломались как спички. У бутылок наполненных водой не две трети с треском отваливались донышки, при резком ударе сверху по горлышку.

-Володя, - подозвал меня к себе учитель.

-Я, хочу проверить качество твоей работы во втором элементе Чи.

Да, учитель часто любит испытывать нас неожиданно. Что он придумал в этот раз. Шепнул старшему сыну Сулейману, что-то на ухо. Тот ушел. Через минуту вернулся, неся в руках три кирпича и пяти килограммовую кувалду.

-Сядь на колени, - предложил учитель.

Я, повиновался. Поставил мне на голову эти три кирпича. Я, подхватил их снизу, чтобы они не сваливались. Выпрямил спину, втянул подбородок и запрессовал ключицы вниз. После трех дыхательных циклов по системе Чи, тело стало жестким. Задержал дыхание на верхнем шаре и на счет раз, два, три ощутил упругий удар сверху кувалдой. Кирпичи разлетелись в щебень. Не ощутив, ни малейшего неудобства, вскочил на ноги.

-Да, экзамен ты сдал, - сказал учитель.

Теперь настала его очередь. Он никогда не упускает случая продемонстрировать свое мастерство. Принесли подставку. На нее водрузили целый штабель из восемнадцати черепиц! Учитель, измерив взглядом, более чем полуметровую толщу черепицы, сосредоточил внимание на этом объекте. Принял стойку, выполнил комплекс энергетических упражнений, медленно полу присел. Резкий молниеносный удар! И рука проходит сквозь черепичную массу, разбивая ее на рассыпающиеся половинки.

-Да, мастер, Вы тоже сдали экзамен! - с восторгом, от увиденного, - сказал я.

Хозяин дома, явно был доволен праздником.

Пришло время расставаться. Как всегда, учитель сам отвез нас в аэропорт «Манас». Никакие расстояния, ни средства, потраченные на дорогу, не могут быть препятствием, для человека жаждущего приобщиться к великому искусству гунфу.

-Постарайтесь больше практиковать, контролируйте дыхание и те, нюансы, о которых мы говорили в этот раз. И если у Вас хватит времени, то изучайте механизмы медитации. Приобретая знания, умейте избегать его, научитесь применять его к себе, использовать только для целей внутреннего восприятия. Следуйте традиции нашей школы. Чаще приезжайте, будем путешествовать, ведь любые рассказы не заменят настоящих приключений, - так напутствовал нас учитель перед отлетом в Киев.

По-дружески обнявшись, веселой ватагой отправились к самолету.

Златоглавый красавец Киев, встречал цветущими каштанами.

С чего начать? Как раскрыть механизмы медитации, в том числе и Тумо. Мне с высшим авиационно-инженерным образованием, биологические процессы на уровне клетки казались невообразимо трудным делом.

Не откладывая в долгий ящик, позвонил Владиславу Трушу, другу-соратнику, с которым к ряду несколько лет подряд развивали рукопашный бой в Воздушно-десантных войсках СССР. В то время Влад закончил биофак КГУ и работал аспирантом на кафедре, высшей нервной, деятельности. Был участником научно-исследовательской экспедиции на Курильских островах, где на котиках в естественных условиях изучал механизм терморегуляции животных. Здесь, я попал в точку.

-Привет «морской волк», передаю тебе наилучшие пожелания отШифу, - в трубку сказал, я.

-Дзигай, ты! Не забыли старого «вояку». Как учитель? Как его многочисленная семья?

-Да, все в порядке: трудится. Всех приглашает в гости. Шифу, объездил уже пол Мира. Вот недавно вместе с ним был в Китае. Пекин прекрасная столица.

-Ух, ты! А, как его музыка?

-Шифу - маэстро, композитор, депутат Верховного Совета Кыргызстана. В Пекине, организовал встречу с китайскими композиторами, даже с Тайваня были. Играл им свои музыкальные произведения. Сюрпризом встречи было желание китайцев спеть хором на русском языке песню «Подмосковные вечера». Это было весело, но патриотично!

-А в чем проблема? - неожиданно спросил Влад.

-Да понимаешь, учитель загадал загадку со многими неизвестными. Без биофизики не разберешься. Все расскажу, при встречи.

-Хорошо! Люблю разгадывать сложные головоломки, придуманные природой. А Учитель мастер их преподносить.

Через два дня встретились в лаборатории кафедры, высшей нервной деятельности.

-Почему человек простужается? – вместо приветствия спросил я.

-Узнаю! Огонь! Ты как всегда нетерпелив. Обычно говорят: «Просквозило, посидел на сквозняке», «Продрог» и тому подобное, - начал свою лекцию Влад.

Когда человек находится на сквозняке, то «тягун» усиливает теплоотдачу с открытых участков тела: это лицо, шея, воротниковая зона. Человек живет в мире микробов, вирусов, бактерий, которые проявляют свою активность при определенных условиях, как снаружи, так и внутри организма. Наступает момент, когда верные защитники от болезнетворных микробов, лейкоциты, как бы «замерзают» и не могут активно вступить в схватку сними. Им не хватает тепла, энергии АТФ. Микробы «одерживают» верх, так как создаются условия для их «ускоренного» размножения. Создается фактор, возникновения многих заболеваний, в том числе и инфекционных. Первая реакция организма – это дрожь, с помощью которой он пытается восстановить температурный баланс организма. Вовремя принятые согревающие процедуры, например: парилка, растирание и тому подобные «народные рецепты» обеспечивают подвижность лейкоцитов и способствуют активизации защитных сил организма.

-Так, это «курить не курю, а рюмку хряпну», - пошутил я. Занятия цигун и упражнениями энергетической направленности по нашей школе, вызывает постепенный разогрев организма, что обеспечивает мягкое течение болезни и скорое выздоровление.

-Да, ты прав, это так, - с улыбкой заметил ученый.

-А, в чем состоит механизм закаливания организма? – с не терпением спросил, я и, не дожидаясь ответа, рассказал о чудесной медитационной практике Тумо, а также об особенностях школьных энергетических упражнениях.

-Да, это все очень интересно, исследовательских данных об этих феноменах нет. Хотя современная наука биоэнергетика продвинулась очень далеко вперед, изучая энергообеспечение живых существ, - многозначительно подняв указательный палец вверх, заметил мой друг.

-Вот ты, много практиковался. Изучал принципы и законы, на которых основаны различные стили боевых систем. Знаешь язык гунфу. Вот и нам для решения этой задачи надо найти общий язык, оперировать общими понятиями, - продолжал Влад.

В его глазах, я увидел, загоревшуюся с новой силой «исследовательскую искру», которая ведет всех «чудаков» вперед на пути познания Истины.

-И, что же ты предлагаешь? Первый раз, в биокласс? – было, возразил, я.

Он тут же написал список более десятка книг, которые мне стоило прочесть. Я, не сопротивлялся. Да и отступать было некуда. Ведь невежество превращает человека в жертву, а знание дает защиту.

-Любое проявление жизни связано с затратами энергии. Живое существо – это чрезвычайно сложная и совершенная система, создание которой потребовало миллионы веков эволюционного развития. Чтобы поддерживать существование такой системы, стремящейся перейти с точки зрения термодинамики неживое состояние, необходим постоянный приток энергии.

Мозг, лишенный доступа кислорода, погибает через несколько минут. В других органах также происходят необратимые изменения при нарушении доставки энергетических ресурсов, хотя этот трагический момент наступает чуть позже, чем в мозге. Итак, одна из функций, присущих всему живому, - способность к энергообеспечению за счет тех или иных внешних энергетических ресурсов, - начал свою лекцию мой собеседник.

Начало обнадеживающее.

-Я, не могу обещать легкого обучения. Если взялся, чтобы узнать кое-что о новой науке – биоэнергетике, то придется иногда напрягать свой интеллект, - поучал Влад.

-Напрягать мышцы, это тоже не просто, чтобы развить какое-нибудь физическое качество, например скорость, выносливость, силу и выполнить комплекс упражнений с ритмом с правильным дыханием, нужны волевой фактор и дисциплина. А, напрягать мышцы и интеллект, контролирующий внутренние процессы организма, по-моему, сложнее во сто крат и если нам удастся понять механизм этого взаимодействия, то твоя наука обогатится еще более - парировал, я.

-Биоэнергетика – моя специальность, и я, в общем-то представляю себе, биоэнергетические механизмы на уровне клетки. Ты, хочешь убедиться и понять, как пробудить тайные могучие силы, дремлющие в каждом из нас, направить по своей воле сгусток особой «биологической энергии» в любую часть нашего тела или даже за его пределы: к другим людям или неодушевленным предметам. Я, встречался с «великими йогами» и «мастерами», которые утверждают, без доказательно, что могут без посредников усваивать энергию Солнца или даже космическую энергию для пополнения собственной «биологической энергии», - дух ученого с новой силой проявился в моем друге.

-Не горячись, не горячись. Но ведь высоко в горах на высоте более 4000 метров наблюдается феномен, который трудно объяснить. Раз в год, в один из февральских вечеров, в самый холодный день в году, монахи покидают монастырь и поднимаются еще выше вверх. Монахи спят в условиях, которые погубили бы любого из нас. Для этого нужно значительно большее, чем умение высушивать простынь. Но самое удивительное, что монахи даже не дрожат. Ведь один из способов поднять температуру тела – это дрожать, потому что мускулы при сокращении способны вырабатывать тепло, поэтому дрожь, это способ остаться в живых. Эти монахи могут выжить и пробыть там всю ночь. Наутро выпадает снег. Они просыпаются, скидывают простыни и сидят на снегу даже не дрожат. Выжить в этих экстремальных условиях нечто сверхъестественно. Именно «особенный» энергетический обмен веществ помогает им вырабатывать тепло и оставаться в живых. Это точное учение и практика, которой они занимаются годами. Речь идет о монахах, медитирующих высоко в горах Тибета зимой на высоте насколько тысяч метров, и способных получать тепло без затрат, без денег. Их организм удивительно адаптировался к этим условиям. Это не сверхъестественно, просто они обучили свой, организм и вышли за пределы обычных возможностей. Чудес не бывает. Вот о каком внутреннем контроле идет речь. Хорошо, общаемся, - подытожил, я.

-У меня для тебя есть сюрприз тоже. Но все по порядку. Что такое энергетический обмен? Как клетка получает и использует энергию. Чтобы жить, надо работать, - снова вступил в диалог Влад.

-Это житейская истина.

-Да, но она вполне приложима к любым живым существам. Все организмы: от одноклеточных микробов до высших животных и человека – непрерывно совершают различные типы работы. Таковы движения, то есть механическая работа, при сокращении мышц человека или движение хвостика сперматозоида; синтезы сложных химических соединений в клетках, то есть химическая работа; создание разности потенциалов между протоплазмой и внешней средой, то есть электрическая работа; перенос веществ из внешней среды, где их мало, внутрь клетки, где тех же веществ больше, то есть осмотическая работа. Помимо перечисленных четырех основных типов работы, можно упомянуть образование тепла теплокровными животными в ответ на понижение температуры окружающей среды, а также образование света светящимися организмами.

Все это требует затрат энергии, которая черпается из тех или иных внешних энергетических ресурсов.

-Даосские мастера высказывают мнение, что существует множество типов проявления энергии ци, однако, в общем, различают две основные категории внутренней энергии ци – ци унаследованная и энергия ци приобретенная.

Унаследованная ци есть та энергия, которая остается с нами в течение всей нашей жизни – с момента зачатия и до самой смерти. Именно она обеспечивает внутриутробное развитие человека, и она же является основой нашей жизненной силы впоследствии.

Основным источником приобретенной энергии ци является пища, которую мы едим, вода, которую пьем и воздух, которым мы дышим.

Целью многих даосских практик является осознание этих потоков и обучение искусству целенаправленного использования их энергий.

-Так, это у даосов. Интересно, как это они обучают искусству? - спросил и тут же продолжил Влад.

-Первичным источником энергии для биосферы служит солнечный свет, усваиваемый фотосинтезирующими живыми существами: зелеными растениями и некоторыми бактериями. Создаваемые этими организмами углеводы, жиры, и белки могут затем использоваться в качестве «топлива» всеми остальными – гетеротрофными – формами жизни, к которым относится и человек.

В организме происходит распад этого «топлива». Белки расщепляются на аминокислоты, жиры – на жирные кислоты и глицерин, полисахариды – на моносахариды. Их превращение замкнуто в цикл, названный циклом Кребса в честь его первооткрывателя.

В цикле Кребса происходит окисление карбоновых кислот кислородом до углекислого газа и воды. Именно образование воды в результате реакции молекулярного кислорода с водородом, отщепленным от карбоновых кислот, сопровождается наибольшим выделением энергии, в то время как предшествующие процессы служат главным образом лишь подготовкой «топлива». Окисление водорода кислородом, в клетке разбито на несколько стадий, так что освобождающаяся при этом энергия выделяется не сразу, а порциями.

Итак, в одной и той же клетке существует, во-первых, несколько реакций освобождения энергии и, во-вторых, множество процессов, идущих с поглощением энергии. Посредником этих двух систем, совокупность которых называется энергетическим обменом, служит особое вещество – аденозинтрифосфорная кислота (АТФ).